Андрей Климковский (carry_kaeterry) wrote,
Андрей Климковский
carry_kaeterry

Category:

Рабочая станция Korg T3 - продолжение

          Переходим к следующему режиму работы станции Korg T - Комбинации (Combi)





          Если в режиме программ мы работали одновременно только с одним тембром инструмента (пусть даже организованным с помощью двух различных осцилляторов или набора барабанных сэмплов), то в режиме Комбинаций нам будет доступно использование до восьми разных звучаний. Комбинация она и есть комбинация, что бы комбинировать заранее созданное.

          Представим себе, что обладая единственной клавиатурой нам предстоит играть двумя руками, причем одной руке поручена партия фортепиано, а вот другая рука призвана исполнять партию флейты. Возможно это? Возможно. И не только это. Но остановимся пока на простом примере и разберемся как вообще устроена "комбинация" в рабочей станции Korg T.

          Комбинация это некий блок из 8-ми ячеек, каждая из которых устроена ровно так же как только что рассмотренный набор параметров определеющих "программу" (program). То есть каждая комбинация может звучать как 8 разных (или не очень) программ одновременно. Но со своими настройками и регламентом.



          Поскольку посталенная задача касается всего двух звуков (программ), то представим, что шесть остальных просто отключены.

          Итак, назначаем в одну ячейку программу звучащую как фортепиано, в другую - флейту. А теперь определеяем какая зона (от какой клавиши до какой) будет звучать роялем, а какая - флейтой. Это просто и понятно, но оказывается это мизер от того, на что реально способна "Комбинация". Во-первых, эти зоны совершенно независимы друг от друга и могут как полностью совпадать, так и совершенно не касаться друг друга. Во-вторых зоны могут назначены за пределами клавиатуры и звучать получая миди-сигнали с другой клавиатуры - более широкой или перенастроенной выше/ниже. Зоны могут быть совершенно произвольной протяженности, от 128 клавиш (от C-1 до G9) и до всего одной, какой-нибудь F#4. Это что касается зон на клавиатуре в ширину, но ограничение в звучании можно организовать и относительно силы нажатия и какие-то тембры будут звучать лишь при игре "Пианиссимо", от пиано до форте будет звучать другой тембр, а "фортисимо" будет исполнено третьим каким-то звуком. При этом настройка так называемой динамической чувствительности каждой из ячеек будет осуществляться в пределах от 002 до 126 едениц отражающих скорость нажатия на клавишу.

          Таким образом в рамках одной комбинации можно разделить клавиатуру даже на 8 участков, каждый из которых будет "играть" своим звуком и так же ограничить возникновение ряда звуков определенной динамической нишей.

          Кроме этого можно настроить еще более тонкие исполнителские ньюансы - заставить миди-клавиатуру рабочей станции Korg T работать не только в режиме динамической ниши, но и в рамках определенного графика зависимости между экспессивностью данного исполнителя и теми сигналами, которые будет посылать блок клавиатуры в миди-систему станции или даже во внешнюю миди-систему по средством подбора подходящих кривых зависимости между силой нажатия на клавищу и тем цифровым занчением, которое данному нажатию поставится в соответствие. Подобная возможность есть и в отношении послекасания (или дожатия клавиши - [AfterTouch]). Его численные значения тоже будут функционально обработаны и отправлены в миди-систему в соответсвии с исполнительскими тенденциями данного исполнителя. Таким образом инструмент может подстроиться под практически любую манеру игры от исключительно мягкого звукоизвлечения, до крайне жесткого.



          Здесь следует отметить, что разработчики, понимая, что исполнительские возможности инструмента не рядовые, позаботились о том, что бы скоммутировать его с другими тон-генераторами было проще простого. Для этого рабочая станция станция Korg T снабжена не одним, как обычно бывает, а 4-мя МИДИ-выходами (MIDI-Out). Но и это еще не все. На выходе из станции миди-команды могут быть разделены на две группы. Именно поэтому миди-выходы именуются различно. В этом инструменте существует два MIDI-Out_A и два MIDI-Out_B. Таким образом одна рабочая станция, как миди-клавиатура или миди-секвенсор, может вести за собой две миди-системы. С тем, правда замечанием, что общее количество миди-каналов не будет превышать 8.



Ну и совсем уже как обычно, каждой ячейке можно назначить собственную громкость, транспозицию, микро-расстройку и панораму. С панорамой связана очень важная деталь, которой мы не коснулись в режиме "Program", но самое время коснуться сейчас.

          Что бы панаромировать любую ячейку от левого канала до правого в рабочей станции Korg T предусмотренно 11 положений: A, 9:1, 8:2, 7:3, 6:4, 5:5, 4:6, 3:7, 2:8, 1:9, B. Как можно догадаться, крайние занчения в этом списке (А и В) соотвествуют Левому и Правому каналам. 5:5 - центр, Однако если двинуться дальше за "В", мы наткнемся еще на три интересных позиции: C, C+D, D. Это открылась возможность направить сигнал некоторых (а хоть прямо всех) ячеек "Комбинации" в дополнительные аудио-выходы рабочей станции, ведь их у нее целых 4, что крайне полезно в студийной работе.

          Но такое изменение маршрутизации сигнала так же сопряжено с разным прохождением его по секции обработки сигнала эффектами. Как оно будет отличаться видно из приведенной ниже схемы:





          А теперь более подробно. Пока напротив каждого из эффектов стоит значение [OFF], эффекты не работают и схема маршрутизации не сказывается на конечном звучании каждой из секций "Комбинации". Маршрутизацией лишь можно заставить сигнал того или иного "тембра" выйти через то или иное отверстие в задней части корпуса рабочей станции. Или настроить соотношение громкостей сигнала между двумя некоторыми отверстиями: Между А и В существует 11 градаций в соотношении громкостей, а между C и D только 3 (с большой натяжкой).

          Но как только мы включаем секцию эффектов, то возникает еще много тонкостей. Начнем с последовательного включения эффектов. В этом случае все ячейки "комбинации" отпанарамированные в пределах от A до B суммируются и этот микс целиком обрабатывается сначала эффектом #1, а затем эффектом #2. Но, посмотрите внимательно на первую схему включения, те ячейки, звуки которых имеют маршрутизацию (то же панарамирование, но за пределами B) в C, C+D, D тоже суммируются и панарамируются еще раз и уже после этого со вновь обретенной панорамой вливаются в "общий поток" как раз между эффектами #1 и #2 и эта часть звуковой составляющей появляется в основном аудио-выходе рабочей станции Korg T ( 1 + 2 ) обработанной только вторым эффектом. Но необработанный сигнал ячеек направленных в C, C+D, D достигает аналоговых выходов станции ( 3 + 4 ), что называется в сухом виде. Это удобно, так как можно применить параллельную обработку какими-нибудь внешними средствами и присуммировать к общему миксу посредством обычного аналогового микшера. А можно и вовсе не пользоваться внутренним эффектингом, если требуется какая-то исключительная внешняя обработка. В таком случае в пост-паранарамировании для смикшированного сигнала на шину C или D предусмотрено значение OFF, то есть сигнал из выхода 3 или 4 вылетает, но к аудиопотоку идущему по шинам A и B через секцию эффектов на подмешивается.

          Пределы панарамирования внутри секции (для проникновения сигнала с шин C и D) изменяется в пределах: OFF, R, 01:99, 02:98, ... 50:50, ... 97:03, 98:02, 99:01, L ; то есть это более тонкая регулировка, хотя, точность здесь гораздо менее востребованна.

          В случае параллельного включения эффектов ситуация становится гораздо более простая. Ячейки комбинации отпанорамированные в пределах от A до B попадают в эффект #1. Ячейки имеющие панораму C, C+D, D попадают в эффект #2 и в дальнейшем могут быть смикшированны с основным потоком обработанным эффектом #1 по уже описанной схеме пост-парорамирования. А через выходы 3/4 рабочей станции Korg T будут звучать несмешанный ни с чем сигнал вышедший из эффекта #2.

          Вот, собственно, и все, что кратко касается секции эффектов рабочей станции Korg T. В сравнении с современными станциями здесь возможности обработки сильно ограничены тем, что по сути дела ячейки либо обрабатываются эффектом, но тогда все идущие в определенный эффект обрабатываются в равной степени, либо остаются без обработки. В противовес этому ограничению я могу высказать следующую мысль, проверенную и подтвержденную на опыте, что учитывая очень высокое качество обработки, всегда можно найти компромис в настройке секции эффектов, при котором некоторые звуки будут обработаны недостаточно, некоторые избыточно, но в целом, все будет звучать хорошо. Опираясь на этот принцип мне удалось записать два десятка альбомов и они звучат вполне убедительно.

          Очень интересной особенностью рабочей станции Korg T , которая так же проявляется в режиме "COMBI", является возможность настройки MIDI-трансляции сигналов подаваемых джойстиком



          По умолчанию манипуляции джойстика "Joy Stick X" (перемещение рукоятки джойстика вдоль клавиатуры) определены как Pitch Bander и используются для плавного изменения высоты тона, но вместо отработки Pitch Bander-а можно назначить на данное перемещение рукоятки любой номер MIDI-контроллера с номерами от 000 до 101. То же самое справедливо и для перемещений рукоятки поперек клавиатуры ( Joy Stick +Y и Joy Stick -Y ), которые по умолчанию отрабатывают изменение аргументов контроллеров с номерами 001 и 002.

          Остается лишь сопоставить реально выполняемые MIDI-команды самой рабочей станцией с номерами контроллеров, которые могут быть заданы в настройках. Однако это за рамками данной статьи, лишь замечу, что данная возможность направлена на реализацию совместной работы рабочей станции Korg T с каким либо другим звуковым модулем, который эти MIDI-команды наверняка выполняет

          На этом с режимом "COMBI" прощаемся и переходим к СЕКВЕНСОРУ.



          Korg T не был бы рабочей станцией, не будь у него возможности не только создавать новые звучания и обрабатывать их смешивая меж собой, но и запоминать последовательности нажатий клавиш и движения контроллеров. Секвенсор как раз и является той электронно-вычислительной машиной, которая запоминает все, что делает музыкант, что и как играет музыкант, но самое главное, позволяет впоследствии достаточно широким образом редактировать запоминаемую информацию самыми разными способами.

          Итак, в фундаменте секвенсора лежит всю та же восьми-ячеячная комбинация позволяющая каждому трэку (каналу) сопоставить свой тембр с громкостью, панорамой, настройкой зон срабатывания по номеру ноты и силе нажатия и миди-фильтр, позволяющий игнорировать или выполнять миди-команды.

          В финале работы секвенсора находится все тот же процессор эффектов, который мы только-что рассматривали в рамках режима "COMBI". Никаких отличий нет. А вот между этими двумя конечными станциями и простирается восьмирядное шоссе тела секвенсора и еще 200 запасных маневровых перегонов - паттернов, которые можно использовать подобно строительным блокам конструкора LEGO.



          Как я уже отметил, секвенсор рабочей станции Korg T имеет 8 трэков. Это всего-ничего в сравнении с современным стандартом 16 трэков и уж тем более в сравнении с продвинутыми рабочими станциями обладающими 32-трэковым секвенсором или вообще - двумя секвенсорами на борту. Но с другой стороны, покажите мне вменяемую партитуру, где оправдано более 8 партий? Посмотрите на состав большинства рок- и поп-групп - редко где встретишь более 6 музыкантов играющих одновременно. Так, что 8 трэков, это мало, тесно, неудобно, но вполне достаточно и даже более того, если вы сумеете реализовать свое произведение в 8-ми трэках, оно будет более притягательным на слух в сравнении с тем вариантом, где оно будет в 16 трэках, но не доведено до ума, так сказать.

          Подобные инструменты учат лаконичности музыкальной мысли и отточенности аранжировок.



          К тому же в пределах этих 8-ми трэков можно многое. Во-первых, общее количество миди-событий может достигать 50 000. В конце 80-х это была страшная цифра. В предыдущем аналогичном инструменте от Korg эта цифра была в десятеро меньше. Количество тактов в трэке достигает в пределе 999. Каждый такт мог быть произвольной длины и размерности и мог вмещать не только ноты и миди-команды, но и до 200 паттернов. Паттерн - некая конструкция, обычно ритмической нагрузки, но может содержать что угодно, любое сочетание нот и миди-команд, но с той особенностью, что в произведении этот фрагмент повторяется несколько раз и достаточно создав такой паттерн просто указать его номер в одном или нескольких трэках какое-то количество раз и память на многократное использование этого музыкального фрагмента тратиться не будет.



          Как в любом нормальном секвенсоре возможно записывать партии с клавиатуры, или в степовом режиме. Можно играть не целиком дорожку, а выбирать в ней определенные участки и переписывать их или дописывать к ним дополнительные ноты. Можно подключить дополнительные клавиатуры и вводить одновременно несколько партий в разные трэки. Можно копировать фрагменты одного трэка в другие места других трэков, отрезать не нужные такты как пустые, так и с содержимым, вставлять новые пустые такты и квантовать содержимое трэков.



          Единственное, что напоминает пользователю, что перед ним не "золотая рыбка" исполняющая все желания музыкантов, а достаточно уже старая рабочая станция, - это разрешение секвенсора по времени - всего 48 тиков на четверть. Мало. Многие ньюансы живой игры могут быть искажены или пропущены. Однако, и эта проблема решается простым удвоением темпа. Представим, что наша песня имеет темп не 100 ударов в минуту, а 200 полу-ударов. Все тоже самое, лишь тактов вдвое больше и каждый из них проносится вдвое быстрее. Ну, а в результате мы получаем аналог разрешения 96 тиков на бит.



          К сожалению и в отличии от предшественници этого инструмента, - рабочей станции Korg M1, в Korg T любой модификации память секвенсора сбрасывается при случайном или намеренном отключении питания. Но на этот случай предусмотрен встроенный дисковод работающий с обычными 3,5 inch 2HD - дискетами. Вот, правда, форматирование для дискет предполагается исключительно уникальное и современные компьютеры такие дискеты считают неформатированными и не читают. Но сейчас я и не рекомендовал бы прибегать с использованию столь-старомодного устройства и просто советую сбрасывать полный Dump данных в компьютер по MIDI-порту, коих в инструменте целых 4.



          В редакции данных трэка предусмотренно еще одно новшество, ранее невиданное - возможность обзора на графическом дисплее станции до 6-ти нот одновременно. Это сближает Korg T с такими монстрами как TRITON и TRINITY, так как в более промежуточных вариантах типа Korg N364/264 такой возможности нет.



          Так же впервые появился фильтр редакции, что позволяет музыканту работать только в выбранными типами данных - например отдельно обозревать данные изменения Pitch Bender-а и редактировать только его. Ну а потом заниматься, допустим, только нотами и значениями послекасания.



          Количество песен, которые одновременно можно держать в памяти секвенсора доведено до 20 (что вполне соответствует и современным требованиям), и что совсем удивительно для тех лет, есть возможность присоединять к одной песне данные другой песни (Сонга).

          Заканчивая разговор об этом замечательном инструменте хочу немного всплакнуть относительно того, что в свое время имея только положительные отличия и будучи полностью совместим с предыдущей моделью Korg M1, Korg T3 (и уж тем более Korg T2 и Korg T1) такой культовой популярности не получил. Количество выпущенных экземпляров этой станции врядли превысили 10% от числа произведенных Korg M1 и новая станция была скоро снята с производства в пользу уже созревшей новой станции Korg 01/W Fd ( и ее модификаций ...Fd Pro, ...Fd ProX ), в то время, как Korg M1 еще пару лет успешно выпускался.

          Почему? Потому, что столь продвинутый для своего времени инструмент получился очень дорогим и куда дешевле было сделать что-то новое (но не столь качественное и глобальное) выпятив на передний план не качество звука и надежность, а количество тембров, мультисэмплов и заточенных под это мегабайт памяти.

          Вот так сильнейший по плотности звука ромплер попал в разряд редких музейных дивайсов и в общем-то теперь совершенно невостребованных, так как модных для сегодняшнего дня попсовой музыки звуков в нем не много, а ваять такие звуки внутри него самому не всякому дано.

          Но я крайне рад, что стал обладателем этого инструмента и ближайшие мои студийные изыскания связаны именно с его звуковой палитрой.

          Надеюсь, что в ближайшее время напишу еще некоторое количество текста об особенностях и звучании этой рабочей станции.

http://blogs.mail.ru/mail/nrec/CDE08A46C3A576.html

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сатурн 2021. Противостояние

    Хроники «Высочайшей» из планет 2 августа 2021 года планета Сатурн вступает в противостояние с Солнцем. Сатурн со своими…

  • Сумерки (и Луна)

    Чарующий и резонирующий видео-ролик от любительницы астрономии Ольги Смолянкиной из Омска озвученный заглавной мелодией самого известного из…

  • NGC

    Что означают эти буквы? С очень давних пор люди заметили, что на звездном небе, помимо точечных объектов — звезд и планет —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment