Андрей Климковский (carry_kaeterry) wrote,
Андрей Климковский
carry_kaeterry

Category:

Простейшие аккорды

Когда я сочинял свои первые мелодии, я не имел представления о музыкальной теории и нотной грамоте. Често сказать, за прошедшие с тех пор 20 с лишним лет я узнал о музыке не мало, но так и остался несилен в терминах. Но мне это не мешает, а вот отсутствие самих знаний мешало, но знания пришли с практикой.

Время от времени я встречаю людей, в том числе и в интернете, которые находятся где-то около того уровня познания в музыке, на котором находился я, когда только начинал. Они так же хотят писать музыку, как-то гармонизировать свои мелодии и делать аранжировки. И вот недавно попался вопрос об аккордах - какие они бывают, по каким принципам строятся.

Если говорить об этом серьезно, то говорить можно долго, так долго, что куда быстрее будет все освоить без говорильни методом тыка и слуха.

Ну, а необходимый минимум я с удовольствием расскажу в двух словах на пальцах и даже приведу примеры.




Начнем с трезвучий, ведь именно их чаще всего и именуют аккордоми.

Трезвучия - три одновременно звучащие ноты (красиво звучащие, а не просто так!) - бывают 4-х основных типов.

Два самых популярных типа трезвучий все мы откуда-то знаем с самого младенчества - мажорное трезвучие и минорное трезвучие

два остальных - уменьшенное и увеличенное - знают уже совсем немногие немузыканты.




Вся нотная грамота в своем смысле начинается от ноты "Ля", а не от ноты "До". Почему это так - разговор отдельный, но сегодня все примеры мы будем строить исключительно от ноты "Ля малой октавы". Запомните расположение и название нот и больше к этому возвращаться сегодня не будем.

Так же вам не помешает знать, что черная клавиша слева от какой-либо ноты носит иня той же ноты с добавкой "бемоль" - она немного ниже по тону ( ниже на пол тона ), если черная клавиша от какой-либо ноты находится справа, она носит имя той же ноты с добавкой "Диез" и звучит на пол тона выше. Пол тона это разница в высоте между ближайшими черной и белой клавишами или между двумя белыми, когда черная меж ними отсутствует (например Ми и Фа). Между двумя белыми находяшимися через черную - разница - тон.

Мы же сегодня будем исчислять расстояния мезду звуками в полутонах. И опорной нотой будет "Ля"

Начнем

Давным давно люди заметили, что звуки с разностью в 7 полутонов удивительно гармонично звучать хором. В нашем случае это будут ноты "Ля" и "Ми первой октавы" как помечено на рисунке:


Пронумеруем белые клавиши от "Ля" до "Ля" вверх и назовем эти номера - "ступенями"

Как мы видим, у нас звучат 1-я и 5-я ступени. На самом деле они так хорошо сочетаются только от того, что частоты вибрации струн внутри рояля у этих нот отличаются ромнов полнора раза. Они как бы кратны и превосходно дополняют друг друга.

Создадим первое трезвучие - минорное:


Мы видим что у нас задействованы 3 ступени - 1-я, 3-я и 5-я. Это самый банальный "Ля-минор". Как же он устроен. Оказывается, что бы аккорд был "минорным", от первой ступени (тоники) до следующей ступени должно быть 3 полутона. А от второй до третьей ноты - еще 4 полутона. Это первое важное правило, которое стоит запомнить. Я выделю его оттельно:
минор: расстояние между ступенями - 3 | 4


теперь нам будет легче ведь в мажорном трезвучии все наоборот:




Это - "Ля-мажор" и его схема потроения обведена ниже:
мажор: расстояние между ступенями - 4 | 3

Обратите внимание, что несмотря на то, что средняя нота "переползла" с блой клавиши "До" на черную "До-диез", она все равно формально именуется 3-ей ступенью. Но теперь это - "Повышенная третья ступень"

Понимание того, что ступени в аккордах могут быть пониженными или повышенными, нам очень поможет дальше, так как мы переходим к уменьшенным и увеличенным аккордам построенным от "Ля".

"Ля-уменьшенный" - оба интервала между ступенями равны 3 полутона:


уменьшенный: расстояние между ступенями - 3 | 3


Я думаю, что теперь вы уже сами догадались как устроен "Ля-увеличенный". Да, все так - 4+4. Музыка проста и красива как математика:


увеличенный: расстояние между ступенями - 4 | 4

Правда осталась маленькая загвоздка с именованием ступеней6 Наша 5-я ступень неожиданно оказалась 6-й. Не принимайте это серьезно. Мы же знаем, что ступени могут повышаться или понижаться, а 6-я ступень от "Ля", то есть нота "фа" по сути своей ни что иное как "Ми-диез" - ведь между ними всего пол-тона.


Теперь уже ничто не мешает нам освоить такую непроходимую в музыкальной школе "материю", как "септ-аккорды"

Септима - седьмая (ступень) будет в данном случае (в случае построения от "Ля") иногда совпадать с нотой "Соль" помеченной "семеркой" на наших "чертежах". Но не всегда. Однако начнем с простого примера:

"Ля-минор-септ":


интервалы: 3 / 4 / 3

внимательный читатель уже успеет сообразить , что последняя "тройка" - не единственное решение и последний интервал в септ-аккорде может быть равен и 4-м полутонам

Это совершенно верно

назовем нарисованный выше пример "минор-септ-пониженный". Вот его правило:

минор-септ-пониженный: расстояние между ступенями - 3 | 4 | 3


Ну а "минор-септ-повышенный"


будет строиться по этому правилу
минор-септ-повышенный: расстояние между ступенями - 3 | 4 | 4


Шесть остальных септ-аккордов вы уже в состоянии постоить и без меня, но я все же кратно приведу их здесь:

"мажор-септ-пониженный":


мажор-септ-пониженный: расстояние между ступенями - 4 | 3 | 3


"мажор-септ-повышенный":


мажор-септ-повышенный: расстояние между ступенями - 4 | 3 | 4


Аналогично с уменьшенными и увеличенными:

"уменьшенный-септ-пониженный":


уменьшенный-септ-пониженный: расстояние между ступенями - 3 | 3 | 3


"уменьшенный-септ-повышенный":


уменьшенный-септ-повышенный: расстояние между ступенями - 3 | 3 | 4


"увеличенный-септ-пониженный":


увеличенный-септ-пониженный: расстояние между ступенями - 4 | 4 | 3


и

"увеличенный-септ-повышенный":


увеличенный-септ-повышенный: расстояние между ступенями - 4 | 4 | 4


Последний случай демонстрирует вырождение 7-й ступени в верхнюю тонику, то есть наша "семерка" повысилась до "ля" и как разновидность "септ-аккорда" последний пример полностью потерял смысл - он звучит по своей гармонической сути так же как обычный "Ля-увеличенный"

Потому и рассматривать его как септ-аккорд не совсем правильно.

Но тем не менее взять данный аккорд на клавиатуре фортепиано вам никто не запрещает, равно как и использовать это созвучие в своих арранжировках, которое благодаря октавной тонике будет звучать более сильно и выразитольно.




Последней мыслью на сегодня будет для вас пожелание научиться самостоятельно строить все эти аккорды от любой из нот на клавиатуре - это не сложно. Надо только потренироваться быстро высчитывать нужные интервалы. Научившись этому вскоре Вы будете брать нужный аккорд автоматически.

А в заключении немного "музыки".

Все последние 8 септ аккордов я "исполнил" для вас целыми долями на синтезаторе Korg TRITON Extreme, с правильной ровной динамикой, то есть все ступени звучать совершенно с одинаковой громкостью и вы сами можете услышать как эти аккорды звучать должны:

                    8 септ-аккордов >>>

http://blogs.mail.ru/mail/nrec/3DE6627945FD21B5.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments